Автор: Александр Быковский |
17.06.2019 11:12 |
Размышления на ходу. Всё нижеизложенное является личной позицией автора. Думаю, не открою Америки, если скажу, что подготовка юных футболистов включает в себя физическую подготовку, техническое оснащение, психоэмоциональную устойчивость, тактические знания и соревновательную практику. Подкованные теоретики могут начать сыпать терминами и щеголять знаниями, но, уверен, суть останется неизменной. То есть в целом, подготовка юношей связана с тем, что тренеры закладывают в будущих игроков тот фундамент, который впоследствии будет ими применяться во взрослом футболе. Здесь возникает резонный вопрос, который проистекает из всей нашей системы – как можно научить, если уже с младых ногтей во главу угла поставлен результат?! Ребёнок ещё чуть ли не только ходить научился, а уже всем вокруг нужны победы, кубки, медали, грамоты. Непременно здесь и сейчас. Как же это происходит на практике? Наиболее одарённые игроки (в физическом ли, техническом ли плане) даруют результат команде за счёт индивидуального превосходства, либо тренер применяет методику, которая становится синонимом успеха на данном конкретном этапе. Допустим, Ваня (Петя, Коля) быстрее (выше, сильнее, мощнее) сверстников и он освоил несколько навыков, которые в совокупности дают ему весомое превосходство. Это превосходство трансформируется в результат. Он бежит и бьёт, бьёт и бежит. Делает шаг в то время как оппоненту надо сделать три. Забивает пачками. Бомбардирский счёт переваливает не то, что за десятки - за сотни мячей. Благодаря получаемому опыту оттачиваются умения, заложенные природой. Хорошо, если на этом этапе условному игроку удастся пройти отбор в команду более высокого уровня, закрепиться там, понять требования и вырасти в мастера. Для большинства же это дорога в никуда, поскольку Россия большая и просто талантов много. Идут годы, проходят соревнования, медали уже некуда вешать, и вот наступает пора взросления, перехода из детского футбола в юношеский, а затем во взрослый. А здесь свои реалии. Здесь другой уровень интенсивности, другой уровень борьбы, другая скорость принятия решений. Здесь нужно обладать игровым мышлением. Здесь нужно уметь преодолевать себя, поскольку раньше игрок был на вершине, а теперь оказался в самом низу (в лучшем случае – в середине). И вот здесь бы пригодились различные навыки, полученные в процессе обучения на ранних этапах, поскольку они, вкупе с игровым мышлением, дают вариативность, что безусловно важно на данном этапе. И всё бы хорошо, да вот обучения не было! Была реализация того, что заложено природой, а ОБУЧЕНИЯ не было. Поскольку обучение и сиюминутный результат – вещи несовместимые. Приходится адаптировать к новым условиям имеющиеся навыки, а это занимает время. Именно поэтому такая сложность с переходом из юношеского в мужской футбол. Именно поэтому многие талантливые юноши в период 16-19 лет пропадают с горизонта того уровня, на котором они росли, поскольку им надо время, чтобы изменить восприятие игры. Надо время, чтобы адаптироваться. Поскольку ситуаций сложных на поле много, а выходить из них не получается. Поскольку надо уметь бороться, а получается только толкаться. Поскольку поле надо видеть, а видим лишь мяч и ближайшего партнёра. Поскольку игру нужно читать на 2-3 хода вперёд, а это уже вообще китайская грамота. Вместе с тем, система, построенная на главенстве результата, отсеивает на разных этапах много по-настоящему талантливых игроков. Пример Головина – лишнее тому подтверждение. Московский «Спартак» отказал в приёме Александру в своё время, сославшись на недобор веса и слабые физические данные. Селекционная служба «Локомотива» также забраковала. Попав в ЦСКА полузащитник даже в дубле поначалу больше полировал банку. Важным здесь оказалось доверие тренеров и то, что Александр полностью реализовал предоставленный ему шанс. По итогу скажу, что игроков важно обучать не только достижению результата, но и многочисленным навыкам, совокупность которых, приправленная талантом (куда ж без него) и умением не исполнять, но мыслить на поле и отделяет классного футболиста от «ещё одного из». Немного путано получилось, но суть такова, что обучить и воспитать гораздо сложнее, но вместе с тем, результат способен превзойти все ожидания, а использовать имеющееся... До поры до времени будет прокатывать. Александр Быковский |